Пояснительная записка
Рабочая программа кружка составлена в соответствии:
— с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( п.9 ст.2, п.1 ст.48;
— с требованиями ФГОС ООО ( приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373, приказ Минобрнауки от 17.12.2010 г. № 1897 с учётом внесённых изменений методических рекомендаций);
— с приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;
— с приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
— с концепцией развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р;
— С письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
— основной образовательной программы основного общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Челутайская средняя общеобразовательная школа», в соответствии с федеральным базисным учебным планом, кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся основной школы.
Социальная направленность кружка отражается в умении учащихся строить свои отношения к группе, отстаивать свою точку зрения и прислушиваться к мнению других. Организация лабораторно-исследовательской работы учащихся повышает их интерес к биологии, помогает определиться с выбором будущей профессии. У учащихся формируется комплекс специфических умений, подкрепленных соответствующей теоретической базой.
Цель: повышение качества биологического образования на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий, углубление и расширение знаний и умений по биологии, сущности биологических процессов, явлений и их закономерностях, развитие навыков экспериментальной и исследовательской деятельности учащихся, работы с дополнительной литературой; выявление наиболее способных учеников.
Задачи:
Образовательные задачи: формирование системы научных знаний о системе живой природы, закономерностях ее развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере, в результате деятельности человека в том числе;
формирование начальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об экосистемной организации жизни, взаимосвязи живого и неживого в биосфере;
приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и связи человека с ним;
Развивающие задачи : приобретать опыт использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и связи человека с ним;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации, умений по выполнению типовых заданий, применяемых в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ
Формировать приемы, умения и навыки по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
Воспитательные задачи : воспитывать интерес к миру живых существ.
Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
Формировать основы экологической грамотности, способности оценивать последствия деятельности человека в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений;
Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка, формирование умения адекватно анализировать и оценивать ситуацию, стремления к самообразованию. Программа позволяет повысить мотивацию к изучению базового учебного предмета «Биология», улучшить качество знаний, развивать познавательную деятельность, творческие способности, логическое мышление, воображение, наблюдательность, исследовательский подход к делу, расширить общий кругозор, выявить проблемные зоны в усвоении учебного материала, даёт возможность заинтересовать учащихся и популяризовать биологические знания. Ключевым звеном в изучении биологии является практическая деятельность. На данной стадии очень важно помочь школьнику осознать необходимость приобретаемых навыков, знаний, умений. Способность учиться поддерживается формированием универсальных учебных действий, которое подразумевает создание мотивации, определение и постановка целей, поиск эффективных методов их достижения.
В кружковой курс включены различные материалы : олимпиадные задания, тренировочные варианты контрольно- измерительных материалов, позволяющие подготовиться не только к олимпиаде, но и к ГИА, и ЕГЭ, так как у учащихся, как правило, затруднения вызывают вопросы по анатомии, физиологии, морфологии и систематике растений. Задания разного уровня учат детей сравнивать, применять знания в различных ситуациях, обосновывать процессы и явления, сопоставлять и определять их последовательность, самостоятельно формулировать ответ. В рамках кружка запланированы лабораторные работы и практические занятия, экскурсии. Программа кружка способствует формированию базовых знаний и умений, необходимые ученику в изучении основных разделов биологии, помогает в становлении устойчивого познавательного интереса к предмету, закладывает основы жизненно важных компетенций..
Программа кружка построена на принципах обобщения и систематизации учебного материала, рассчитана на 102 часа, 3 часа в неделю.
Формы работы: лабораторные и практические работы, творческие мастерские, экскурсии, творческие проекты; просмотр видеофильмов, мини-конференции с презентациями, использование проектного метода, активное вовлечение учащихся в самостоятельную проектную и исследовательскую работу. При этом обязательным является создание условий для организации самостоятельной работы учащихся как индивидуально, так и в группах. Организуя учебный процесс по биологии, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение биологии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных практических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для: познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей; сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования; в ресурсах Интернет, статистических материалах; соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Формы и методы, используемые в работе по программе
Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.
Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.
Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).
Исследовательские методы (при работе с микроскопом и лабораторией).
Наглядность: просмотр видео-, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.
Планируемые результаты освоения ОБУЧАЮЩИМИСЯ программы внеурочной деятельности
Личностные универсальные учебные действия
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалог)
Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности.
Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни
Способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.
Регулятивные универсальные учебные действия
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
Познавательные универсальные учебные действия
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный);критически оценивать содержание и форму текста.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Предметными результатами освоения курса являются следующие умения:
пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
приобретать навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.
выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений) и процессов, характерных для живых организмов;
аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;
аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
осуществлять классификацию биологических объектов (растений) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений на примерах сопоставления биологических объектов;
выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
сравнивать биологические объекты .процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и ухода за ними;
знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
- приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
- различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
Содержание программы.
1.Введение
Методы исследования природы. Правила безопасности и меры первой помощи.
- Природа под микроскопом
Исследования природы с помощью микроскопа. Правила работы с микроскопом.
Клетка — единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Многообразие клеток. Строение про- и эукариотической клетки. Деление клетки. Митоз и мейоз.Неклеточные формы.
Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки — основа ее целостности. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов. Исследования природы с помощью микроскопа.
Приготовление микропрепаратов клеток кожицы чешуи лука, клеток листа элодеи, плодов томата, шиповника. Виды тканей, отличие растительной ткани от животной, особенности строения и функции тканей. Работа с готовыми препаратами тканей.
Творческая мастерская «Создание модели клетки из пластилина».
- Строение и многообразие покрытосеменных растений
Сезонность в природе. Фенологические наблюдения.
Экскурсия №1 «Сезонные изменения в жизни растений»
Экскурсия на школьный участок, знакомство с растения разных жизненных форм, осенние явления в жизни растений Заготовка растений для определения и гербария. Оформление отчёта экскурсии.
Растения — синоптики, растения — индикаторы загрязнения.
Эволюция растительного мира.
Понятие «орган». Органы цветкового растения.
Тайна семени (особенности строения семян). Химический состав семени. Прорастание семян.
Вегетативные органы цветкового растения. Развитие корня из зародышевого корешка. Корневая система и процессы жизнедеятельности с ней связанные.
Вегетативные органы цветковых растений: побег. Рост и развитие побега. Строение видоизменённых подземных побегов. Внешнее и клеточное строение листа. Видоизменения листьев.
Строение кожицы и основной ткани листа герани.
Сравнительный анализ строения жилки листа и стебля.
Генеративные органы растения: цветок. Разнообразие плодов и семян.
4.Тайны жизни растений
Жизнедеятельность организмов: минеральное и воздушное питание растений. Сравнительная характеристика питания растений и животных.
Процессы дыхания и транспирации. Движение растений.
Растение- живой организм. Взаимосвязь между органами растения. Обмен веществ и энергии- основное свойство живых организмов.
Способы размножения растений. Размножение споровых растений.
Сравнительная характеристика полового размножения голосеменных и покрытосеменных растений.
Исследовательский проект: «Вегетативное размножение. Черенкование комнатных растений. Использование вегетативного размножения человеком»
5.Систематика.
Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность.
Работа с гербарным материалом: определение растений, относящихся к разным семействам.
Экскурсия №2 «Разнообразие растений нашей местности, их мест обитания. Распознавание местных видов растений».
- Организм и среда обитания. Экосистема.
Среда обитания и экологические факторы, их влияние на растения.
Что такое экологическая система? Естественные и искусственные экосистемы.
Взаимоотношения организмов друг с другом и с окружающей средой.
Экскурсия №3 «Растительное сообщество».
Творческий проект: «Природные сообщества родного края»
- Области использования растений .Влияние хозяйственной деятельности растения
Роль растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения и биологически активные вещества. Охрана, рациональное использование и восстановление растительных ресурсов и животных в планетарном масштабе как важнейшая международная задача. Растения Красной книги Приморского края и меры по их охране.
Биологическое сочинение по выбору: «Что я хочу рассказать о живом организме», «Один день из жизни…»
Демонстрации: живых объектов, гербариев, муляжей, коллекций плодов и семян, представителей разных таксонов и экосистем региона.
Экскурсии:
«Сезонные изменения в жизни растений (весна, осень, зима)»;
«Разнообразие растений нашей местности, их мест обитания. Распознавание местных видов растений».
«Растительное сообщество».
- Система, многообразие и эволюция живой природы
Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека.
Царство Грибы. Лишайники. организация, классификация, роль и место в биосфере, значение для человека.
Царство Растения. Систематический обзор царства Растения: мхи, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные (цветковые). Ткани и органы высших растений. Основные семейства цветковых растений.
Царство Животные. Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика беспозвоночных животных. Кишечнополостные. Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви. Моллюски. Членистоногие. Тип Хордовые. Общая характеристика надклассов классов: Рыбы, Четвероногие. Характеристика классов животных: Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие.
Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об
эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости
биосферы и результата эволюции.
- Человек и его здоровье
Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека.
Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Эндокринный аппарат. Его роль в общей регуляции функций организма человека. Нервная система человека. Рефлекс. Состав центрального и периферического отделов нервной системы. Вегетативная нервная система. Строение спинного и головного мозга.
Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении.
Дыхание. Система дыхания.
Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Кровь и кровообращение. Состав и функции крови. Кроветворение. Роль клеток крови в жизнедеятельности организма. Взаимосвязь систем внутренней среды организма: крови, лимфы и тканевой жидкости. Иммунитет. Системы иммунитета. Виды иммунитета. Клеточный и гуморальный иммунитет. Кровеносная система. Сердце. Работа и регуляция.
Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. Структурно-функциональные единицы органов.
Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины
Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. Структурно-функциональные единицы органов.
Покровы тела и их функции.
Размножение и развитие организма человека. Система размножения. Индивидуальное развитие человека. Эмбриональный и постэмбриональный периоды. Структурно-функциональные единицы органов. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.
Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. Структурно-функциональные единицы органов.
Органы чувств, их роль в жизни человека. Структурно-функциональные единицы органов.
Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности,
темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ-инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей болезней; травматизма; ожогов, обморожений, нарушения зрения и слуха.
Приемы оказания первой доврачебной помощи при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом, спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата, ожогах, обморожениях, повреждении зрения.
- Взаимосвязи организмов и окружающей среды (4 ч)
Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе.
Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем.
Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.
- «Решение демонстрационных вариантов ГИА»
Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности. Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности Время выполнения работы. Выполнениедемонстрационных вариантов ГИА. Разбор типичных ошибок. Рекомендации по выполнению.
Календарно-тематическое планирование
№ | Содержание занятий | Кол-во часов |
1. | Введение
Цели задачи кружка. План работы кружка. Методы исследования природы. Правила безопасности и меры первой помощи. |
1 |
2. | Природа под микроскопом
Исследования природы с помощью микроскопа. Правила работы с микроскопом. |
2 |
3. | Клетка — единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Многообразие клеток. Строение про- и эукариотической клетки. Неклеточные формы. | 1 |
4. | Деление клетки. Митоз и мейоз. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки — основа ее целостности. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов.
П/р «Определение органоидов растительной клетки на таблице» |
2 |
5. | Л/р «Приготовление микропрепаратов клеток кожицы чешуи лука, клеток листа элодеи, плодов томата, шиповника». Виды тканей, отличие растительной ткани от животной, особенности строения и функции тканей. Работа с готовыми препаратами тканей.
Творческая мастерская «Создание модели клетки из пластилина». |
3 |
6. | Практическое занятие: «Клеточный и тканевой уровни организации растительного организма». Вопросы из ЕГЭ и олимпиадных заданий. | 2 |
7. | Строение и многообразие покрытосеменных растений
Сезонность в природе. Фенологические наблюдения. Экскурсия №1 «Сезонные изменения в жизни растений» Растения — синоптики, растения — индикаторы загрязнения. |
1 |
8. | Сравнение в строении и жизнедеятельности бактерий с другими организмами. Симбиоз высших растений и бактерий. | 2 |
9. | Эволюция растительного мира.
Уровень организации растительных организмов: орган. Понятие «орган». Органы цветкового растения. |
1 |
10. | Тайна семени (особенности строения семян).
П/Р «Химический состав семени. Прорастание семян» |
2 |
11. | Вегетативные органы цветкового растения. Развитие корня из зародышевого корешка.
Л/р «Корневая система и процессы жизнедеятельности с ней связанные. Типы корневых систем» |
1 |
12. | Вегетативные органы цветковых растений: побег.
П/р « Строение видоизменённых подземных побегов» |
2 |
13. | Внешнее и клеточное строение листа. Видоизменения листьев.
П/р « Строение кожицы и основной ткани листа герани» |
2 |
14. | Л/ р « Сравнительный анализ строения жилки листа и стебля»
Тестирование по теме: «Вегетативные органы цветковых растений» |
1 |
15. | Генеративные органы растения: цветок. П/ р « Определение частей цветка. Формула цветка. Разнообразие соцветий по гербарному материалу» | 1 |
16. | Плод -зрелый цветок. П/р «Разнообразие плодов и семян». | 1 |
17. | Тестирование по теме: «Вегетативные и генеративные органы цветковых растений». Олимпиадные вопросы анатомо-морфологической направленности по теме: «Высшие растения» | 1 |
18. | Тайны жизни растений.
Жизнедеятельность организмов: минеральное и воздушное питание растений. Сравнительная характеристика питания растений и животных. |
2 |
19. | Процессы дыхания и транспирации.
Л/р «Транспорт веществ в организме» . Движение растений. |
2 |
20. | Растение- живой организм. Взаимосвязь между органами растения. Обмен веществ и энергии- основное свойство живых организмов.
Задания по практическому применению знаний о процессах жизнедеятельности растений. |
1 |
21. | Способы размножения растений. Размножение споровых растений. П/р с таблицами и схемами: « Особенности размножения споровых растений. Вегетативное размножение» | 1 |
22. | Сравнительная характеристика полового размножения голосеменных и покрытосеменных растений. | 1 |
23. | Исследовательский проект: «Вегетативное размножение. Черенкование комнатных растений. Использование вегетативного размножения человеком» | 3 |
24. | Систематика
Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность. |
1 |
25. | П/работа с гербарным материалом:
« Признаки растений, относящихся к различным семействам. Формулы цветка». |
1 |
26. | Экскурсия №2 «Разнообразие растений нашей местности, их мест обитания. Распознавание местных видов растений».
Тематический контроль знаний по теме: « Классификация растений» |
1 |
27. | Организм и среда: факторы среды и их влияние на растения.
Л/ р: «Анатомическое строение листовых пластинок растений разных экологических групп». |
2 |
28. | Что такое экологическая система? Естественные и искусственные экосистемы. Взаимоотношения организмов друг с другом и с окружающей средой. | 1 |
29. | Экскурсия №3 «Растительное сообщество».
Разработка творческого проекта: «Природные сообщества родного края» |
1 |
30. | Защита творческого проекта: «Природные сообщества родного края» | 2 |
31. | Области использования растений .Влияние хозяйственной деятельности растения (5 часов)
Роль растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения и биологически активные вещества. |
1 |
32. | Презентация: «Охрана, рациональное использование и восстановление растительных ресурсов и животных в планетарном масштабе как важнейшая международная задача» | 2 |
33. | Растения Красной книги Забайкальского края и меры по их охране. | 2 |
34. | Биологическое сочинение по выбору: «Что я хочу рассказать о живом организме», «Один день из жизни…» | 1 |
35. | Признаки живых организмов. Клеточное строение организмов | 2 |
36. | Признаки живых организмов. | 2 |
37. | Система, многообразие и эволюция живой природы . Царство Бактерии. Строение, многообразие, процессы жизнедеятельности, роль в природе. | 1 |
38. | Царство Грибы. Строение, многообразие, процессы жизнедеятельности, роль в природе. | 2 |
39. | Царство Растения Особенности строения и многообразие. | 2 |
40. | Царство Животные, отличительные особенности и многообразие. | 1 |
41. | Губки и Кишечнополостные. | 1 |
42. | Плоские, Круглые черви. | 1 |
43. | Кольчатые черви | 1 |
44. | Моллюски и Иглокожие. | 2 |
45. | Членистоногие | 1 |
46. | Хордовые. | 2 |
47. | Учение об эволюции органического мира. | 1 |
48. | Человек и его здоровье .. Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека. | 1 |
49. | Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. | 2 |
50. | Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. | 1 |
51. | Дыхание. Система дыхания. | 2 |
52. | Внутренняя среда организма. | 2 |
53. | Транспорт веществ. Кровеносная и Лимфатическая системы. | 2 |
54. | Обмен веществ и превращение энергии. | 2 |
55. | Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. | 2 |
56. | Покровы тела и их функции. | 2 |
57. | Размножение и развитие организма человека. | 2 |
58. | Опора и движени
. Опорно-двигательный аппарат. |
1 |
59. | Органы чувств, их роль в жизни человека. | 1 |
60. | Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность | 2 |
61. | Гигиена. Здоровый образ жизни. Инфекционные заболевания. | 1 |
62. | Приемы оказания первой доврачебной помощи при неотложных ситуациях. | 2 |
63. | Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Влияние экологических факторов на организмы. Взаимодействия видов | 2 |
64. | Экосистемная организация живой природы. | 2 |
65. | Учение о биосфере. Круговорот веществ в биосфере. Рациональное природопользование. | 1 |
66. | Проблемы загрязнения биосферы и пути их решения. | 2 |
67. | «Решение демонстрационных вариантов ГИА» | 2 |
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
№ п/п | Содержание | |
1. | Решение тестовых заданий по темам: «Биология как наука», «Методы биологии», «Признаки живых организмов» | 1 |
2. | Решение тестовых заданий по темам: «Царства: Бактерии, Грибы, Растения» | 1 |
3. | Решение тестовых заданий по темам: «Царство Животные, Учение об эволюции органического мира» | 1 |
4. | Решение тестовых заданий по темам: «Общий план строения человека», «Нейро-гуморальная регуляция организма» | 1 |
5. | Решение тестовых заданий по темам: «Система пищеварения, дыхание» | 1 |
6. | Решение тестовых заданий по темам: «Внутренняя среда организма человека», «Транспорт веществ» и «Обмен веществ» | 1 |
7. | Решение тестовых заданий по темам «Система выделения», «Покровы тела», «Размножение и развитие человека» | 1 |
8. | Решение тестовых заданий по темам: «Опорно-двигательный аппарат», «Органы чувств» | 1 |
9. | Решение тестовых заданий по темам: «Психология и поведение человека», «Гигиена. Здоровый образ жизни», «Приемы оказания первой помощи» | 1 |
10. | Решение тестовых заданий по теме: «Взаимосвязи организмов и окружающей среды» | 1 |
11. | Решение демонстрационного варианта ГИА прошлого года | 1 |
12. | Решение демонстрационного варианта ГИА текущего года. | 1 |
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы/ Дмитриева Т.А., Гуленков С.И., Суматохин С.В. и др. – М.: Дрофа, 1999.-432 с.
- Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек/ В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2010
- Единый государственный экзамен: Биология: Методика подготовки. /Г.И.Лернер – М.Просвещение. ЭКСМО, 2013.
- Козлова Т.А. Тематическое и поурочное планирование по биологии. К учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая биология: 10-11 классы». М.: Изд-во «Экзамен», 2006. – 286 с.
- Красновидова С.С. Дидактические материалы по общей биологии: 10-11 кл.: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ С.С Красновидова, С.А. Павлов, А.Б. Хватов.- М.: Просвещение, 2000.-159 с.
- Настольная книга учителя биологии/ Авт.-сост. Калинова Г.С., Кучменко В.С.-М: ООО «Издательство АСТ»: «ООО Издательство Астрель», 2002.-158 с. Ловкова Т.А. Н.Б. Биология. Общие закономерности. 9 класс.:
- Типовые тестовые задания. Биология./ Н.А.Богданов – М. «Экзамен», 2012.
- Шалапенок Е.С. , Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Тесты по биологии.-М.: Рольф, 2010.-384 с
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Учебники
- «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 6 кл. И.Н. Пономарева, Щ.А. Корнилова, В.С. Кучменко «Вентана-Граф»: 2012
- «Биология. Животные» 7 кл.В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко «Вентана-Граф»: 2012
- «Биология. Человек» 8 кл. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, «Вентана-Граф», 2012
- «Основы общей биологии» 9 кл. И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова, О.А. Корнилова «Вентана-Граф»: 2012
- «Биология. Базовый уровень». 10 кл. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощинина «Вентана-Граф»: 2012
Учебные пособия, разработанные с участием ФИПИ
- Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Биология/ ФИПИ авторы- составители: В.С. Рохлов, А.В. Теремов, Г.И. Лернер, С.Б. Трофимов – М.: Эксмо, 2010.
- ГИА-2013. Экзамен в новой форме. Биология. 9 класс/ ФИПИ авторы составители: — М.: В.С. Рохлов, Г.И. Лернер, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов — Астрель, 2013.
- Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Биология. 2013/ ФИПИ авторы-составители: Г.И. Лернер, В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов – М.: Интеллект-Центр, 2013.
Информацию об организации, проведении и демоверсии ГИА можно найти на сайтах:
- http://www.mon.gov.ru — Министерство образования и науки
- http://www.fipi.ru — Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений
- http://www.ege.edu.ru — Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ)
- http://www.probaege.edu.ru — Портал Единый экзамен
- http://edu.ru/index.php — Федеральный портал «Российское образование»
- http://www.infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU — федеральный центр тестирования.
- http://www.pedsovet.org — Всероссийский Интернет-Педсовет